Теперь минус. Минусом является то, что все клиенты и партнеры будут считать, что вы работаете 24 часа 7 дней в неделю. Все считают, что мы творческие личности и у нас не может быть конкретного графика. Мы не адвокаты или врачи, которые сидят в офисе в определенное время, а значит, работаем всегда. Клиенты чаще всего занимаются своими мероприятиями, своими личными делами в нерабочее время. Чаще всего после семи часов вечера и в пятницу, субботу и воскресенье.
В это время вы будете всегда заняты общением с клиентами. Все остальное время в будние дни, когда ваши клиенты работают, вы будете заниматься подготовкой мероприятий и непосредственно их разработкой. Таким образом, вы будете заняты постоянно, будете работать 25 часов в сутки.
Чтобы выбраться из этого круга, нам необходимо четко определить и для себя, и для клиентов рамки своей работы. Выделение определенных часов в будни и выходные дни, в течение которых вы общаетесь с клиентами, а в остальное время даете себе право не отвечать на звонки и письма.
Еще один плюс своего дела: вы сами решаете, сколько вы стоите. Вы сами решаете, сколько денег брать за свою работу. Это, с одной стороны, очень хорошо, потому что у вас будет своя определенная планка. Планка, которая, будем надеяться, со временем будет расти, и вы будете развиваться, вы будете стоить дороже.
По сути, мы продаем воздух — как и любое творчество, которое сложно объективно оценить. Не все могут объяснить, почему одна картина стоит $2000, а другая $20000. Мы продаем воздух, мы продаем красоту, мы продаем некую субъективную оценку. Оценка у каждого своя, и то, насколько вы себя цените, зависит только от вас. Нет никаких рамок, нет никаких реестров, никаких расценок, которые обновляются каждый год.
Мы решаем, что с этого года цветочная композиция не может стоить, скажем, меньше 2000 рублей. Такого нет. Каждый решает сам за себя. Конечно, это зависит от города и от региона, но и от каждого отдельного декоратора. Каждый решает, за какую сумму он готов отдать свое время, свои силы, свою фантазию, свое творчество.
Минусом является то, что вы часто в самом начале, да и дальше, не знаете, сколько за это стоит просить. Я на своем пути встречала декораторов с пятилетним стажем, которые называли неадекватно низкие цены на рынке просто из-за незнания рынка. Из-за непонимания, сколько же на самом деле они стоят, из-за неумения адекватно оценить стоимость своей работы