10 смертных грехов декоратора

Сегодня хотелось бы поговорить о тех ошибках, которые мы так или иначе совершаем в начале своего пути. Мы делали ошибки по своей неопытности, непониманию, потому что негде было посмотреть. Кто бы нам сказал, как правильно. В итоге я собрала такой десяток самых, наверное, страшных ошибок, имеющих большие последствия. Свои, своих коллег, которые совершаются в начале пути.

Это те ошибки, совершая которые мы приобретаем опыт и теряем деньги, потому что, как говорится в бизнесе: мы не теряем деньги, мы покупаем опыт. Не всегда нужен такой опыт за такие деньги. Лучше бы усвоить чужой, посмотреть чужой опыт, может быть, иногда заплатить за него. Он обойдется гораздо дешевле. Проще приобрести чужой, чем потерять годы на приобретение собственного.

Итак

Ошибка № 1. Самая большая, страшная, дорогостоящая это закупать декор впрок. Этим особенно грешат начинающие декораторы. Они еще все в творчестве, все в такой эйфории, они видят разные красивые штучки: подсвечники, вазочки, рамочки. Начинают их скупать, пока у них не заканчиваются деньги, складируют и думают, что они это продадут. Не продадут!

Это проверено годами, большими деньгами: ничего, что куплено впрок, не продается потом клиенту. Вы потом начинаете с клиентом придумывать какую-то новую историю, какую-то новую тематику, и то, что у вас есть, вам совершенно не подходит. И вам нужно то же самое, но с перламутровыми пуговицами. В общем всё, что куплено впрок, так и пролежит у вас на полках, и это будут просто зря выброшенные деньги. Поэтому сначала продажа, потом покупка. Это золотое правило.
Ошибка № 2. Не брать предоплату. Многие декораторы в начале своего пути боятся брать предоплату, не знают, как это делать, как объяснить клиенту, захочет ли он давать? Начинают делать что-то за свои деньги.

Это большая ошибка, потому что, как говорил один мой старый друг, который тоже занимается бизнесом, ничто так не вселяет веру в человека, как предоплата. И это действительно так, потому что у невесты может быть очень разное настроение. Во время подготовки оно может быть очень хорошее, чем ближе к свадьбе она начнет нервничать, и настроение может испортиться. В день свадьбы она может сказать, что вообще заказывала не это, ей ничего не нравится, платить она не будет.

И такая история может навсегда отбить желание заниматься декором. Поэтому, чтобы такого не происходило, надо предоплату брать и брать потом и постоплату, об этом мы поговорим дальше. Надо делать все, чтобы вы были максимально защищены в день мероприятия.
Ошибка № 3. Сначала декоратор продает и назначает цену непонятно из чего, из головы, интуитивно, а потом думает, как он будет делать эту конструкцию или элементы декора. Дальше узнаёт, сколько это будет стоить на самом деле.

Это очень большая и коварная ошибка, которую делают, к сожалению, начинающие и продолжающие декораторы. Они сразу отвечают клиенту, сколько это будет стоить, говорят, что сделают ту или иную вещь. А дальше думают, как это будет происходить на самом деле.

Мы в своей работе часто сталкиваемся с новыми вещами, конструкциями в первый раз. Это нормально, потому что всегда новые концепции, тематики, новые конструкции, детали. Мы и правда не всегда знаем, из чего это будет. И ничего страшного, если вы клиенту не ответите с первого раза. Клиент понимает, что это творчество.

Если будете говорить о том, что мы пока еще не продумали конструкцию, еще думаем, из чего мы ее будем делать, мы еще просчитываем стоимость всех комплектующих материалов, — это абсолютно нормальная история. Вы будете относиться к этому спокойно, не боятся этого, и клиент будет относиться точно так же.
Самое тяжелое — это когда вы уже продали, узнаёте стоимость, и в нее нужно вписаться. Вы начинаете экономить и резать, страдает качество. Или вы продумали конструкцию, но она не подходит для улицы, так как там сильный ветер. Испортилась погода, вам нужно делать из другого материала, а невесте вы пообещали определенный материал.

Вот чтоб таких вещей не происходило, не бойтесь тянуть время. На одной встрече с клиентом называть сумму по одним позициям. Некоторые уточнить позже, на следующей встрече. Клиенты все воспринимают хорошо и адекватно. Не бойтесь и просчитывайте все заранее: стоимость и составляющие конструкции, и только потом, когда вы на двести процентов будете уверены в стоимости, озвучивайте, чтобы потом не краснеть.
Ошибка № 4. Брать в помощь друзей или родственников. Многие в начале своей работы не задумываются о том, надо ли привлекать профессионалов или выращивать их. Они начинают по ходу делать в режиме автолайн, подтягивать своих друзей, родственников. В этой системе есть, конечно, плюсы, что эти люди помогут вам в любое время дня и ночи. Они будут с вами и в трудную минуту. Они вас поддержат, но минусов в этой ситуации гораздо больше.

Во-первых, это не долгосрочные отношения, на которых нельзя строить большую постоянную работу. У людей есть свои дела.

Во-вторых, то, что сложно будет сохранить отношения. Вам нужно будет либо себе на горло наступать в сложные моменты, когда нужно быть жестким, настоять на чем-то. Либо идти на поводу у человека. И в том, и в другом случае будет страдать качество вашей работы. Будут страдать клиенты.

Этого происходить не должно, поэтому, чтобы работать максимально качественно и честно, должны быть люди со стороны. И лучше пусть дружба вырастет из работы, чем работа из дружбы.
Ошибка № 5. Делать всё в последний момент. Часто, когда у нас свадеб много, и они идут одна за другой, мы занимаемся ведением, придумываем одни проекты, а в выходные у нас другие проекты.

В сезон многие вещи затягиваются и делаются в последний момент. Это тоже большая ошибка, в особенности для свадьбы, которая проходит заранее, которая проходит весной, зимой. Порой бывает, что декораторы составляют проекты и кладут их в дальний ящик. За неделю до свадьбы начинают бегать и готовиться.

Понятно, что это все растет, как снежный ком, в сезон. Начинает опять же страдать качество. Что-то не докупили, что-то не успели дошить, и вы начинаете искать компромиссы, заменять одно другим, делать все, лишь бы успеть. Качество страдает неминуемо.

Все проекты, как только приняты, в течение первой недели после подписания договора должны быть выполнены по максимуму. Всё, что можно в данный момент: закупить ткани, начать рисовать полиграфию, закупить вазы. Ведь может обнаружиться что-то, чего не окажется в наличии, что надо будет откуда-то заказывать, будут сроки доставки. Полиграфию вы будете перерисовывать по тридцать три раза и так далее.

Чтобы таких вещей не происходило, нужно все делать, как только подписан проект, и пусть до свадьбы еще восемь месяцев, пусть лучше это все у вас лежит аккуратно в ящичке, на полочке, но вы будете спокойно спать в уверенности, что вы всё успеете.
Ошибка № 6. Исправлять ошибки в полиграфии. Это касается тех моментов, когда клиенты присылают вам тексты приглашений, списки имен гостей. Вы, просматривая их со своей пятеркой по русскому, начинаете исправлять ошибки. Особенно ошибки в именах и фамилиях. Если вы это делаете, то вы либо уточните у невесты, что действительно всё сделали правильно, либо не делайте этого. Даже в нашей практике были случаи, когда мы по доброте душевной исправляли ошибки, а потом оказывалось, что на самом деле имя пишется именно так коряво, как его прислали.

Введите платную услугу на проверку орфографии. Если нам невеста прислала свой текст, свои списки, то мы предлагаем ей такую услугу. Если она от нее отказывается, то вслепую печатаем то, что она прислала. Если там есть ошибки, и она их увидит только после того, как получила, она будет перепечатывать тираж сама. Не будет никаких инноваторов, потому что мы ей предложили, мы предупредили.

Также здесь хорошо работают варианты полиграфии, которые печатают один экземпляр до общего тиража, для того чтобы посмотреть, как это будет действительно выглядеть. В нем проверяются все ошибки и элементы дизайна. Конечно, это тоже стоит денег и может стоить в два-три раза дороже приглашения, потому что делается единственный экземпляр. Зато безопасно для вас и спасает от недовольства клиентов.

Самая глупая ситуация, когда вы пытаетесь помочь сделать хорошо, а получается как всегда.
Ошибка № 7. Надеяться на организатора, менеджера ресторана и на невесту. Речь идет о том, что вы единственный, кто отвечает за конечный результат, конечную картинку, которая в итоге будет в декоре.

Нельзя надеяться ни на кого, кроме себя. Нельзя надеяться на организатора, когда он, например, вам обещал, что в ресторане будет утюг, а когда вы туда приехали, его там нет. Всегда возите все с собой. Нельзя надеяться на менеджера ресторана, который вам сказал, что открытие ресторана будет в десять и вы можете начинать накрывать столы. Рассчитывайте, что оно будет в одиннадцать в лучшем случае. Всегда закладывайте запасной час.

Нельзя надеяться на невесту, когда она, например, пообещала, что подготовит подарки гостям, привезет их в ресторан, а вам нужно будет их просто взять и разложить. Всё, что нужно взять заранее, — берите заранее. За неделю до свадьбы, когда она не замотана другими проблемами.

В день свадьбы и накануне у нее будет тысяча других дел. В итоге она половину не довезет, забудет, растеряет, и у вас в результате не получится готовой картинки. Чтобы не было таких разочарований в день свадьбы, подстрахуйтесь заранее и сделайте все сами. И надейтесь только на себя.
Ошибка № 8 — это не гладить и не отпаривать ресторанные чехлы. Бывают такие истории, когда приезжаешь в ресторан или в отель. Открытие готово, и чехлы в ужасном состоянии. Что часто делают декораторы? Они разводят руками, вяжут свои бантики и со спокойной душой уходят.

В итоге, когда приходит невеста и гости, видят эти мятые чехлы, — никто не будет разбираться, что это вообще к декораторам не имеет отношение. Это ресторан делает, и надо общаться с ними. У всех будет соответствующее мнение о внешней картинке, а за нее отвечает декоратор. А у самого декоратора с таким отношением к чехлам не будет красивых фотографий.

Показывая фотографии другим молодоженам, вы не будете говорить: «Не обращайте внимание на мятые чехлы, они от ресторана, вот декор делали мы». Понятно, что никто не хочет делать работу за других, но сделайте больше, чем от вас ждут, и это вам вернется.

Мы всегда все будем отпаривать, чтобы была красивая итоговая картинка. Никто не узнает, что вы гладили лишних сто чехлов. У вас на это должен быть плюс один запасной человек на площадке. Вы будете потом радоваться красивым фотографиям, невеста, менеджеры ресторана будут вам благодарны за красивую итоговую картинку.
Ошибка № 9. Демонтаж на следующий день. Очень странно надеяться, что кто-то сбережет ваш декор. И поначалу декораторы работают на площадке, очень сильно устают к моменту, когда заканчивается монтаж, обычно в четыре-пять часов дня. После чего они едут спать и приезжают на демонтаж только на следующий день. И что же они находят?

Они находят одну треть своего декора, и никто не знает, где все остальное. Вазы поразбивались, банты порастаскали, что-то испачкалось. В итоге по всей территории ресторана начинаются поиски материалов, среди которых большая часть отсутствует. И нет никого, кто мог бы вам помочь.

Невеста кивает на ресторан, ресторан на невесту и т. д., и вы не найдете в итоге концов. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не начнете делать демонтаж собственными силами сразу после окончания мероприятия. Только таким образом можно сохранить свои вещи, потому что они нужны только вам.

Что касается демонтажа, даже на мировом уровне планирования свадеб всегда есть специальный человек, который стоит на выходе из зала. Казалось бы, там супер приличная публика, и все равно выносят вазы, свечи. Стоит человек, который это все собирает и говорит, что это принадлежит декораторам, к сожалению, как бы вам это ни нравилось, но вы не имеете права это взять. Таким образом, мы сохраняем декор.

Так что же говорить о нас, простых смертных, на простых площадках, если даже у знаменитых людей стоит такой человек. У нас должна армия стоять на выходе и забирать все наши вещи. У вас все равно будут какие-то потери, все равно будут убытки, но таким образом вы можете их минимизировать.
Ошибка № 10 фатальная. Брать окончательную оплату в день мероприятия. Как я уже говорила, у невесты и жениха может быть одно настроение в момент подготовки и совершенно другое в день мероприятия. Потому что они нервничают, когда нет организаторов, они сильно переживают и делают все сами.

В день мероприятия им может быть просто не до вас, вы можете не успеть. У нас были самые приличные пары, от которых мы никак не ожидали подвоха и ждали оплату в день мероприятия. В итоги получили в лучшем случае только через месяц. Это не вопрос доверия, это вопрос профессионализма, и брать оплату лучше за неделю до мероприятия.

Это можно совершенно спокойно аргументировать тем, что вам нужно произвести окончательные закупки, расчеты и оплаты, и вы никак себе не можете позволить расплачиваться в день мероприятия.

Если вы сначала примите это правило как нормальное и приемлемое для себя, то клиенты будут так же нормально реагировать и рассчитываться с вами вовремя. Это значительно облегчит вам жизнь и сохранит ваши нервы и деньги.